Новости

Александр Журбин: В МОСКВЕ Я АБСОЛЮТНО СЧАСТЛИВ!

Александр Журбин
Творческий вечер Александра Журбина.

Опера «Орфей и Эвридика» А.Журбина. Оригинал пластинки и бумажного футляра, которые один из зрителей принес на встречу с композитором. (Диву даешься, что увозили с собой в иммиграцию!)

Субботним вечером, 6 февраля этого года, в переполненном зале Арт-Центра библиотеки  Нью-Йорка благодаря стараниям куратора русских литературных программ Аллы Ройланс, состоялся творческий вечер Александра Журбина, которого не безосновательно называют “человек-оркестр” – композитор, писатель, певец и аккомпаниатор.

Александр Журбин написал первую советскую рок-оперу «Орфей и Эвридика», которая с 1975 года до сих пор!!! идет при аншлагах на российской сцене, в том числе и в столице. Пол века музыка Журбина звучит в театральных пьесах и фильмах. Мы поем его песни дома, в кругу семьи и друзей, наслаждаемся на концертах. Диапазон его творчества невозможно соизмерить. Журбин пишет музыку разную – оперную, камерную, симфоническую, эстрадную, к фильмам, балетам, мюзиклам, создает музыкальные произведения на стихи поэтов-классиков. В оценке музыкальных творений Журбина существует только один параметр – они неизменно вызывают восторг души. Сравнивать его с кем-то просто неуместно, Александр Журбин — явление в музыкальном мире штучное.

Творческий вечер Александра Журбина. 06 февраля 2016 года, Нью-Йорк.

Организатор и участник музыкальных фестивалях, автор программ и ведущий на радио и телевидении. Сегодня к музыкальным шедеврам Александра Журбина необходимо добавить написанные им книги и публицистику. Хорошо известна его общественная деятельность в Союзе композиторов, Союзе кинематографистов, Союзе театральных деятелей и Союзе писателей, и еще – в Общественном совете Российского еврейского конгресса.

Александр Журбин – Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Национальной премии «Музыкальное сердце театра», в 2010 году Указом Президента России В. Путина награжден орденом Почета.

Творчеству Александра Журбина В России были посвящены два персональных фестиваля — «Пять Юбилеев Александра Журбина» и фестиваль «Александр Журбин: Музыка. Театр. Кино.», которые были приурочены к юбилейным датам композитора.

Творческий вечер Александра Журбина.Перечисляя официальные регалии и заслуги Александра Журбина и длинный список его музыкальных творений все же ловишь себя на мысли, что что-то очень важное, очень существенное в этом официозе отсутствует…

Во главу всего надо все же поставить волшебную энергетику Журбина, магию его вдохновения. Пожалуй, это и есть то необыкновенное душевное качество, которым наградил его Всевышний. Именно поэтому нескончаем поток его музыкального изобилия, ибо это благодать божия, которую Журбин помазан нести людям. Звуки, пронизанные духовной энергетикой Журбина, становятся поистине живой музыкой. Словно торнадо, мощным вихрем Журбин закручивает вокруг себя всех – будь то один человек или целый зал, или стадион, или необъятная страна. Своими чувствами, мыслями, мечтами, воспоминаниями, признаниями и волшебной музыкой он стремительно уносит нас в бездну восхитительных чувств и эмоций. Творчество Журбина и общение с ним – это всегда духовное потрясение. Рожденные им мелодии звучат в нашей душе, образ его мыслей “сидит” в нашей голове, он незримо находится рядом, заряжая нас энергией жизни. Мы «питаемся» его душой, его вдохновением, которое каким-то волшебным способом рождается и в нас…

Думается, Создатель наградил Журбина безмерным талантом, чтобы его музыкой пробудить все лучшее, что и нам отмерено. В унисон с ним начинает звенеть и наша собственная душа Его энергия – это энергия солнца, без которой жизнь не возможна, Журбин мощно генерирует все самое замечательное, что в нас есть. И именно в этом его необыкновенность, все остальное – звания, титулы, награды — лишь заслуженное приложение к этому.

Своей жизнью Александр Журбин сравним с греческими полубогами, наделенными божественной силой и обреченными на земные муки, как простые смертные. Он близок и понятен в своих мытарствах любому советскому иммигранту, живущему в Нью-Йорке. Ложится на сердце каждого из нас его простой рассказ о том, как приехал он в лихие 90-е «без денегбольших, без связейбольших, без места в американском обществе»… Начать жизнь с начала очень даже не просто, и, наверное, даже не возможно. Что-то не пошло, что-то не заладилось. Как это схоже с историями жизни всех переселенцев. В итоге – на новой почве в любом из нас прорастает совершенно другой человек, прежняя личность мутирует и превращается в нечто иное, не суть в хорошее или плохое – это как сложится, но главное – человек в иммиграции становится совершенно другим. Есть только, как говорят в Одессе, одна большая разница. Журбин – птица певчая, и в клетке, даже в золотой, она не поет, она гибнет.

Бесспорно, Александр Журбин по сути своей принадлежит русской культуре, которая много веков вызревала и кристаллизовалась в плавильном котле Российской, а затем и Советской Империи. Нет смысла ранжировать культуру американскую, китайскую, восточную, европейскую, африканскую, в том числе и русскую. Среди них нет главных или лучших. Все они разные, но одинаково духовно мощные и значимые, и в каждой есть свои звезды, которые принадлежат уже мировой культуре, всему человечеству. Поэтому в разных уголках мира слушают немецкую музыку Баха и читают Хемингуэя, ходят на концерты Чайковского и ставят Чехова, восхищаются неистовыми африканскими танцами и японскими стихами.

Так же как у человека нет права на выбор своих родителей и земли, в которой суждено ему родиться, так и творческий человек изначально формируется в заданных ему условиях. Не возможно в Америке искусственно культивировать русскую культуру , а в России американскую. Русская культура всегда будет создаваться только в России, диаспора будет лишь сохранять ее и все лучшее передавать будущим поколениям, своими корнями уходящими в российскую почву.

Выйдя на сцену и обращаясь к зрителям, Александр Журбин сказал: «Я – российский композитор, приветствую вас в этом зале …». И в этом приветствии было столько достоинства и правды, что в одно мгновение забылся поток обоюдной российско-американской телевизионной брани и фальши.

Далее,  Журбин рассказал, что живет с 2001 года на две страны, так сложилась его жизнь, что у него есть три родины, одинаково значимые для него. Первая родина – Ташкент, где он родился; вторая – Москва, давшая ему известность и славу; третья – Нью-Йорк, где живет он, его жена, дети и внуки. Бывая часто во многих городах мира, Журбин предпочитает сочинять музыку все же только в двух — в Нью-Йорке и Москве.

Мужество Журбина вернуться в Россию из обеспеченного, свободного мира вызывает у обывателя прежде всего удивление, у людей хоть в какой-то доли творческих — понимание и отчасти зависть. Что было написано Журбиным в музыке за годы работы в Америке? По признанию самого композитора, ничего существенного, американский период творчества был очень бедным. В США Журбину не удалось реализовать ни одного значительного музыкального проекта.

Зачем Журбин вернулся в Россию, по определению самих же российских журналистов, в Россию с «хамским обслуживанием, голодную, дорогущую, с ужасным климатом»? К этому главному вопросу можно добавить обилие бесконечных вопросов-выводов знакомых и незнакомых людей, типа «… все туда, а ты оттуда… уехал так уехал… твой поезд ушел … тебя тут никто не помнит…»!!!

Ответ на эти вопросы до гениальности ясен и прост — Журбин уехал в Россию писать музыку! Он уехал в Россию работать. Как ни странно покажется обывателю, Журбину нужен не только кусок свежего мяса без очереди и фрукты круглый год, но еще востребованность в обществе, без которой он просто не может существовать! Без творческой жизни Журбин задохнется и погибнет. Именно поэтому, наверное, был сделан выбор в пользу творчества, а не бытового комфорта. Как любой большой артист, Журбин жаждет своей востребовательности, ищет условий, при которых он может работать максимально . Творческому человеку необходимо более, чем кому бы то ни было, иметь своего зрителя, своего слушателя, свою публику.

На традиционный вопрос о том, не жалеет ли он, что вернулся работать в Россию. Журбин отвечает откровенно и искренне, что и Нью-Йорк, и Москва имеет для него свою грань ценности. В Москве у Журбина большие возможности реализовать себя как композитору. Для него это очень важно. Пусть меньше платят, но зато он сочиняет музыку к фильмам, бесконечно работает для театра. Вся страна, вся Россия, ставит его оперы, мюзиклы, музыкально-драматические произведения – в этом и есть счастье для человека его профессии? “В Америке нет влюбленных в меня режиссеров, нет спонсоров, нет имени,”– искренне признается Журбин.

Уехал и, не покладая рук, творит музыку!

Видео. Фрагмент мюзикла «Униженные и оскорбленные» по Достоевскому. А.Журбина

Видео. Фрагмент мюзикла «Униженные и оскорбленные» по Достоевскому. А.Журбина

Видео. Мюзикл «Щелкунчик» по Гофману. А.Журбина

Видео. Мюзикл «Щелкунчик» по Гофману. А.Журбина

 

 

 

 

 

 

За короткий период появились новые оперетты: «Недоросль» по Фонвизину, «Восемь любящих женщин» по Роберту Тома, Чайка» по Чехову, «Мертвые души» по Гоголю,  «Униженные и оскорбленные» по Достоевскому, «Доктор Живаго» по Пастернаку, и мюзикл «Губы» на основе Набокова романа «Смех в темноте». Все это впечатляет!

Видео: Кристина Обракайте. "Ах эти тучи в голубом" из к/ф Московская сага.

Видео: Кристина Обракайте. «Ах эти тучи в голубом» из к/ф Московская сага.

Совсем недавно всенародное признание Александр Журбин получил как копмозитор, написавший музыку к многосерийному фильму “Московская сага” по одноименной трилогии Василия Аксенова. В этом фильме Кристина Орбакайте великолепно спела песню Журбина “Ах, эти тучи в голубом…”, которую с полный уверенностью можно назвать уже народной. Показав участникам встречи видеоклип фильма, Александр Журбин не удержался и, увлекая нью-йоркскую публику за собой, вновь запел: “Ах, эти тучи в голубом…” и зал подхватил, и пели хором. Это были счастливые мгновения зрителей и композитора.

Среди всего созданного Журбиным в последние годы в России, есть работы особенные. Порой кажется, что он вернулся в Россию именно затем, чтобы их написать. К ним, в первую очередь, относятся музыкально-драматические произведения на стихи Марины Цветаевой. С таким сердечным упоением Александр Журбин пел ньюйоркцам:

У меня в Москве — купола горят!
У меня в Москве — колокола звонят!

И зазвенел в душе русский серебряный век, а Журбин все пел и пел

Но моя река — да с твоей рекой,
Но моя рука — да с твоей рукой
Не сойдутся. Радость моя, доколь
Не догонит заря — зари.

 Журбин написал музыкальные сочинения на стихи Цветаевой к московскому фестивалю “Сад оперы”. Почему именно Цветаева? Эта история необычна и уходит она в 50-е годы, когда Журбин совершенно случайно купил книжку Цветаевой, которую он читал и перечитывал всю свою жизнь, ее стихи он любит и обожает. Как могло оставить равнодушным Журбина цветаевское стихотворение-послание “Тебе, живущему через сто лет”, буд-то к нему обращенное ? Так возникло жгучее желание композитора соединить стихи Цветаевой с музыкой. Александр Журбин написал песню, которая называется «Час души» на стихи Цветаевой, поскольку сама Цветаева была человеком величайшей души, величайшего сердца. Как утверждал Иосиф Бродский, “самый главный поэт ХХ века – это Марина Цветаева». Об этом композитор Журбин мог говорить часами, но, к сожалению, время творческой встречи ограничивало его страстный пыл.

В настоящий момент Журбина просто захватила, увлекла работа над музыкально-драматическими произведениями, которые ставятся во многих российских театрах, исполняются за рубежом, чем Журбин очень гордится.   В свои “со-авторы” Журбин берет Набокова, Достоевского, Чехова, Цветаеву и многих других.

Афиша оперы "Мелкий бес". А.Журбина

Афиша оперы «Мелкий бес». А.Журбина

Другое страстное увлечение всей жизни Журбина – оперы. В течение пяти лет Журбин писал оперу «Мелкий бес» по роману Федора Сологуба, который с юности привлекал его вечной темой “человек и общество”, драматическими контрастами, сатирической силой, неподражаемым языком и самой описанной в романе историей. Премьера состоялась в 2012 году. Эта опера, по убеждению автора, очень подходит для современной России.

Либретто оперы написано Александром Журбиным в содружестве с драматургом Валерием Семеновским на основе его пьесы “Тварь”, написанной по роману Ф. Сологуба “Мелкий бес”. В либретто вошли стихи Сологуба, Пушкина и Державина. Написать такую оперу — дело сверх сложное, потому что в ней нет любви, нет никаких светлых чувств, все персонажи – отрицательные. Главный герой – абсолютный мерзавец, негодяй и маньяк Передонов. Журбин убежден, что «Мелкий бес» — это зеркало русской жизни. Несколько раз в России менялся государственный строй, произошли технические и сексуальные революции, а передоновы, по-прежнему, живут среди нас, насмехаются над нами и мучают нас. Поэтому , убежден композитор, их стоит выводить на свет и показывать публике. Сюжет и персонажи одного из самых «грязных» и мрачных романов русской литературы рубежа XIX-ХХ веков современный российский зритель увидел в форме гротеска, сатиры, фантасмагории.

 Журбин во время встречи с ньюйоркцами своеобразно организовал общение с публикой: он сам себе задавал вопросы, и тут же отвечал на них. Получилась эдакая форма интервью с самим собой. Он сделал красивый экскурс в свою личную жизнь, в чисто профессиональную музыкальную сферу, раскрыл свое понимание современной российской музыкальной культуры, ее болевые точки и перспективы развития, посвятил в свои планы и мечты. Не забыл Журбин поделиться тем, что большим достижением считает интернет, который позволяет на Фейсбуке общаться с ним и слушать его музыку неограниченному числу людей в мире.

Сцена из спектакля оперы "Мелкий бес". А.Журбина

Сцена из спектакля оперы «Мелкий бес». А.Журбина

Александр Журбин обратился к себе с вопросом, почему сейчас он не пишет песен, или пишет, но крайне редко. По его мнению, на это есть объективные причины. Прежде всего потому, что сегодня российские певцы по условиям контрактов продюсеров на западный образец не имеют права на выбор своего репертуара. В российской эстраде появилась колония Карабасов-Барабасов, которые жестко диктуют условия работы артистам, и чаще всего они сами пишут для них песни. Автору «со стороны» не пробиться – закон не позволяет. Однако, песни Александра Журбина все же поют певцы старшего поколения Иосиф Кобзон, Тамара Гвердцители, которые работают вне цеховых ограничений.

 

Александр Журбин и Ирэне Гинзбург-Журбина

Александр Журбин и Ирэне Гинзбург-Журбина

«Единственная певица, которые всегда поет мои песни, — признался Журбин, – это моя жена». Подтверждение слов композитора не заставило себя ждать. На сцене появилась Ирэна Львовна Гинзбург-Журбина и запела сильным красивым голосом, затем они пели вместе, а в перерывах между песнями Ирэна рассказывала о том, как они познакомились, влюбились, женились и вот уже несколько десятков лет живут вместе, рожая детей, внуков и еще песни. С потомством было понятно, а вот как у них появляются на свет совместные песни публике узнать было интересно. Что сначала музыка или слова? На самом деле, просвещала публику Ирэна, ничего нет «сначала», все «варится» вместе. Это могут с полным основанием подтвердить Александра Пахмутова и Николай Добронравов, только у них наоборот композитор – жена, поэт – муж. Александр Журбин и Ирэна Гинзбург-Журбина уже записали диск своих песен, который пользуется вниманием у поклонников их таланта.

Творческий вечер Александра Журбина. 06 февраля 2016 года, Нью-Йорк.

Однако, Ирэна состоялась не только, как жена и партнер для маэстро Журбина. Она реализовалась как личность и как самостоятельный литератор.   Ирэна Гинзбург-Журбина – поэт, писатель, переводчик, очень яркая и талантливая женщина. Она перевела с немецкого на русский язык огромное количество стихов, достойно продолжив дело своего отца, великого переводчика Льва Гинзбурга.

Что поражает в этой творческой семейной паре – обнаженная правда чувств друг к другу, жизнь на разрыв души и сердца. Оба по отдельности, а затем и вместе Ирэна и Журбин признались, что, хотя у них бывали непростые моменты, они счастливы и жизни друг без друга не мыслят. А как могло быть по-другому?! Ведь у двух постоянно действующих вулканов не может быть тихого болотно-спокойного счастья. И словно, завершая сердечные признания, Журбин снова вдохновенно пел:

И как по тонкому льду, я к тебе подойду.
Ты мне в глаза загляни, руки мне протяни.
К чему обиды и боль, все пустые слова…
Права лишь только Любовь,
Любовь лишь только права!!!

О чем еще говорил композитор на встрече с нью-йоркским слушателем? Конечно, о сыне Леве — талантливом скрипаче и композиторе. Последняя работа Льва Журбина — музыка к документальному фильму об Исааке Бабеле Дэвида Новака — ярко свидетельствует о том, что не зря и Лев, как и его отец, связал свою жизнь с музыкой.

Александр Журбин не был бы еврейским сыном, если бы не написал песню о своей маме, которая прожив светлую жизнь, оставила этот мир в 92 года. Александр Журбин пел, и все присутствующие в зала ощущали тепло и любовь этой песни, словно она была написана для всех сидящих в зале мам, бабушек и прабабушек…

Какая же публичная встреча проходит без ретроспективы творчества заслуженного мастера. Огромное удовольствие собравшимся доставили живое пение Александра Журбина своих песен прежних лет и музыкальные фрагменты из фильма «Эскадрон гусар летучих», музыку к которому он написал.

Поделился композитор своими мыслями и на счет нынешней музыкальной России. Александр Журбин сожалеет, что российский кинематограф при создании фильмов часто отказывается использовать музыку профессиональных композиторов и симфонических оркестров, высокого уровня певцов и музыкантов, прибегая к услугам не профессионалов. Музыка к российским фильмам зачастую записывается в полу домашней обстановке самодеятельными музыкантами и звукорежиссерами. Ужасное качество значительно снижает уровень восприятия фильма и его воздействие на зрителя. В противовес Журбин приводит принцип работы при создании американских фильмов, где есть в обязательном порядке наделенный правами музыкальный режиссер, который не пропустит халтуры, а в российском кинематографе, по большей части, эту должность вообще упразднили.

Еще одна острая проблема российской музыки — это засилье на эстраде, радио и телевидение низкопробной попсы, лабухов, исполнения под фанеру. Коммерциализация культуры, снижение требований к сценическому мастерству артистов, либо даже их полное отсутствие, создали условия для деградации и упадка российского музыкального искусства.

В обиходе российских функционеров от культуры сегодня прочно утвердились термины “формат” или “не формат”, то есть то, что берут в массовый прокат или трансляцию, либо не берут. Так, сегодня бытует расхожее утверждение, что Утесов, Шульженко, Бернес в России больше никому не нужны. Увы, это подтверждается ежедневно трансляциями российских радиостанций. Сегодня “раскручено” работают только те радиостанции, которые передают техно музыку, попсу, рок-музыку, шансон, но нормальных задушевных песен просто нет. Александр Журбин с большим сожалением говорит, что в России исчезает традиция создания застольных песен. Петь народом современные песни не возможно, а иных просто нет. Последний музыкант, который писал песни в этом жанре — это Юрий Антонов.

Творчество композитора Александра Журбина для российской культуры сегодня как никогда имеет колоссальное значение. Его заслуги в развитии российской и мировой культуры трудно переоценить. Александр Борисович Журбин – композитор, который все время открывает в музыке какие-то новые горизонты.

Однако, определяя его место в российской музыке, можно с уверенностью сказать, что Журбин — это “не формат”. На первый взгляд, он пишет музыкальные произведения, которые не находят понимание в широкой публике. Однако симфонии, оперы, мюзиклы, оперетты Журбина имеют свою собственную высокую духовную ценность. Он продолжает весьма важную филармоническую  линию в российской культуре. Журбин тем самым восполняет дефицит некоторых музыкальных форм, которые в российской культуре пока еще не существуют. Музыкальная драматургия Александра Журбина удивительна и прекрасна. Его предшественниками в этом плане были, например, Никита Богословский, написавший музыку к «Балаганчику» и «Незнакомке» и Георгий Свиридов, автор сюиты “Патетическая оратория” на стихи Маяковского.

Александр Журбин пишет музыку для тех, кто способен понять и оценить его музыкальное новаторство, соединяющие поэзию и музыку. Зритель испытывает необыкновенно возвышенные чувства, когда в концертном зале или в театре звучит живой оркестр и поют реальные певцы, когда ощущается игра сценического света и поражают художественные достоинства театральных декораций.

Композитор старается доставить радость именно тем людям, которых можно причислить к эстетам, к интеллигенции. По мнению Журбина, это цвет нации, и, к счастью, эти люди в России еще есть, хотя в последнее время их слой в значительной мере истончился. Именно для них Журбин пишет серьезную музыку, и счастлив этим. Ради этого он и живет.

Выбирая местом своей работы Россию, Александр Журбин сегодня искренне признается, что он абсолютно счастлив!

Счастливы и мы, нью-йоркские зрители, что имеем возможность позволить себе великую роскошь – наслаждаться высоким искусством композитора Александра Журбина, который в равной степени принадлежит как российской, так и мировой культуре!

Автор статьи Надя Курилович

Творческий вечер Александра Журбина. 06 февраля 2016 года, Нью-Йорк.

Видео. Творческий вечер Александра Журбина. 06 февраля 2016 года, Нью-Йорк.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: